+16

Присоединяйтесь к нам!

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусстваВсероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) — единственный в России музей, объединивший в своём собрании произведения декоративно-прикладного искусства России — от народного искусства до произведений выдающихся художников прошлого и авторских работ последних десятилетий.

Собрание сформировалось к 1999 году, когда произошло объединение двух коллекций: Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, основанного в 1981 году, и Музея народного искусства им. С. Т. Морозова, в котором хранились коллекции созданного в 1885 году Кустарного музея и материалы, собранные Научно-исследовательским институтом художественной промышленности (НИИХП).

Музей обогатили и частные коллекции: собрание художественного металла, принесенное в дар его собирателем Г. А. Кубряковым, знаменитая коллекция русских, восточных и европейских тканей Н. Л. Шабельской (1845?—1904), подаренная музею гражданином Франции П. М. Толстым-Милославским, коллекции фарфора, собранные М. В. Мироновой и А. С. Менакером, а также Л. О. Утёсовым.

По своей художественной значимости это объединённое собрание стои́т в ряду крупнейших музеев декоративно-прикладного искусства мира. Коллекции музея охватывают исторический период от XVI века до современности. Здесь представлен художественный металл (в том числе: ювелирные изделия ведущих российских фирм XIX — начала XX веков, редкое собрание самоваров и художественного литья), русские художественные лаки, фарфор и стекло Императорского и частных заводов, произведения ведущих современных мастеров декоративно-прикладного искусства. Наиболее ценные коллекции, не имеющие аналогов в других музеях — собрание произведений декоративно-прикладного искусства русского модерна (в том числе: произведения М. А. Врубеля, А. Я. Головина, С. В. Малютина, С. Т. Конёнкова, Н. А. Андреева и других), а также коллекция советского искусства 1920—1950-х годов, включая агитационный фарфор и ткани того же периода.

Музей насчитывает более 120 тысяч экспонатов. Коллекции музея хранятся по материалам: отдел дерева и кости, отдел металла с сектором драгоценных металлов, отдел керамики и фарфора, отдел стекла, отдел тканей, отдел изобразительных материалов, отдел лаковой миниатюры. Специализированная библиотека по декоративно-прикладному искусству имеет выделенный фонд редкой книги. Уникальные материалы хранятся в специальном архивном фонде.

Территория в начале Божедомского переулка в Москве была пожалована Лукьяну Степановичу Стрешневу, отцу царицы Евдокии Стрешневой. После 1650 года, когда умер Лукьян Степанович, владение пришло в запустение и получило название Стрешнева огорода. Усадьбу в первой половине XVIII века начал отстраивать внук Р. М. Стрешнева, к которому перешла территория — Василий Иванович Стрешнев. Не имея прямых наследников, В. И. Стрешнев завещал дом младшему сыну своей сестры Марфы графу Ивану Андреевичу Остерману.

Иван Андреевич Остерман перестроил усадьбу в духе классицизма. К 1786 году все основные сооружения были обновлены и стали каменными. Главный дом-дворец превратился в трёхэтажный, двухэтажные флигели соединились с ним полукруглыми крытыми переходами, имевшими сквозные проезды на задний двор. Курдонёр (парадный двор) украсился двумя декоративными прудами. Трёхчастная планировочная структура усадьбы (главный дом — соединяющие переходы — флигель) сохранилась до настоящего времени. История не донесла до нас имя архитектора дворца, вероятно, он принадлежал школе М. Ф. Казакова.

Потом усадьба перешла к внуку сестры И. А. Остермана Анны — графу А. И. Остерману-Толстому, который, в нарушение условий наследования, продал ее в 1834 году Святейшему Правительствующему Синоду.

Чтобы сохранить здание, «издавна привлекавшее к себе внимание московских жителей и сломка которого произвела бы неприятное впечатление», архитектор А. Ф. Щедрин предложил фасад дома не подвергать значительным переделкам и также сохранить флигели. Был учреждён Строительный комитет, при котором архитектор Е. Е. Еремеев в течение полутора лет исполнял обязанности наблюдающего архитектора. Разногласия Еремеева с Комитетом послужили причиной отстранения его от должности. В июне 1841 года его сменил старший архитектор Комиссии для строений в Москве И. Т. Таманский. Спустя два года тяжелая болезнь вынуждает Таманского прервать деятельность в Строительном комитете, и на должность наблюдающего архитектора в июне 1843 года пришёл академик Н. И. Козловский, который к осени 1844 года благополучно закончил все строительные работы и с ноября 1844 года здесь наконец-то разместилась Московская духовная семинария.

Нажмите на карту для загрузки интерактивного управления
Географические координаты 55°46'29,3052"N, 37°36'34,8084"E