+16

Присоединяйтесь к нам!

Театральный музей им. А. А. Бахрушина

Государственный центральный Театральный музей им А.А. Бахрушина (сокращённо ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Бахрушинский музей, бывший «Литературно-Театральный музей Императорской Академии наук») — театральный музей в городе Москва, основанный в 1894 году известным русским купцом, меценатом и благотворителем Алексеем Александровичем Бахрушиным[1]. Большая Советская энциклопедия характеризует его как крупнейший театральный музей в мире.

В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.

Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привез личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.

Одним из основных источников пополнения коллекции музей были дары. «Лицедействующей братии», по словам антиквара М.М. Савостина, идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А.И. Южин, А.Л. Ленский, М.Н. Ермолова, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда являлись не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.

В 1913 году музей был передан в ведение Академии наук[2], а в 1917 году музей был включён в сеть государственных учреждений, а Алексея Бахрушина в 1918 году по предложению В.И. Ленина[2], назначили пожизненным директором музея[1].

До 1917 года музей посещали около 300 — 400 человек в год, затем значительно больше[2]. Фонды музея активно пополнялись и в советское время, в 1949 году они насчитывали 314 тысяч единиц хранения[2], а в 1990-е — уже свыше одного миллиона экспонатов[3]. На сегодняшний день в коллекции музея — более полутора миллионов экспонатов.

Музей размещён в бывшем усадебном доме А.А. Бахрушина в Замоскворечье. Одноэтажный особняк в формах ранней английской готики, являющийся главным зданием музея, построен в 1896 году по проекту архитектора Карла Гиппиуса[4].

В 1937—1938 здание было расширено и надстроено архитектором Ильёй Бондаренко.

Архивно-рукописный отдел музея — уникальное собрание документальных памятников истории отечественного театра от XVIII века до наших дней. Здесь хранятся архивы и рукописи выдающихся деятелей российского и мирового театра: М.С. Щепкина, А.С. Грибоедова, П. С. Мочалова, М.Н. Ермоловой, театральной династии Садовских, К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.А. Горского, К.Я. Голейзовского, А.Н. Верстовского, А.Ф. Писемского, П.А. Каратыгина, Н.Г. Помяловского, В.А. Теляковского и других.

Коллекцию декорационно-изобразительных материалов музея составляют эскизы костюмов и декораций, живописные, графические и скульптурные портреты театральных деятелей, изображения театральных зданий, актеров, театральных представлений, шаржи и карикатуры, макеты декораций.

Это работы видных художников, работавших в театре: П. Гонзаго, И.Я. Билибина, Н.К. Рериха, Ф.Ф. Федоровского, А.Я. Головина, М.А. Врубеля, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, К.А. Коровина, Б.И. Анисфельда, А.А. Экстер, Н.С. Гончаровой, М.В. Добужинского, Р.Р. Фалька, В.Е. Татлина, А.Г. Тышлера, Б.И. Кустодиева, К.Ф. Юона, Н.И. Альтмана, А.В. Лентулова, Ю.П. Анненкова, Н.П. Акимова, С.М. Эйзенштейна, А.М. Родченко, П.В. Вильямса, Б.А. Мессерера, В.Я. Левенталя, Э.С. Кочергина и других.

Здесь же хранятся портреты работы К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, А.В. Фонвизина, З.Е. Серебряковой и т.д.

Отдел фото-негативных документов — второй по объёму в музее — включает более 500 тыс. единиц хранения, это фотографии сцен из спектаклей (драматических, оперных, балетных, оперетты), фотопортреты актёров в жизни и в ролях, писателей-драматургов, режиссёров, художников, антрепренёров и других театральных деятелей; групповые портреты; снимки театральных зданий внутри и снаружи. Подробно представлены императорские театры: Большой, Мариинский, Малый и Александринский, МХТ и МХАТ (а также Общество любителей искусства и литературы и Алексеевский кружок), студии Художественного театра (1-я, 2-я, 3-я, 4-я), студия Габима, Частная опера Зимина, Частная опера Мамонтова, другие дореволюционные частные театры и антрепризы: театр Корша, антреприза Суходольских, в том числе, провинциальные: Харьковская антреприза под руководством Н. Синельникова, театр Соловцова, Свободный театр, советские (Театр Мейерхольда, Московский камерный театр) и современные театры.

Среди наиболее интересных и подробных «персональных» коллекций — собрания, посвящённые Марии Ермоловой, Александру Южину, Гликерии Федотовой, Осипу Правдину, Надежде Никулиной, Александру Ленскому; Мамонту Дальскому, Павлу Орленеву, Юрию Юрьеву, Екатерине Рощиной-Инсаровой, Леониду Собинову, Фёдору Шаляпину, Антонине Неждановой, Надежде Обуховой, Анастасии Вяльцевой, Надежде Плевицкой, Николаю Монахову, Николаю и Сергею Легатам, Тамаре Карсавиной, Вацлаву Нижинскому, Анне Павловой, Матильде Кшесинской, Ольге Преображенской, Александру Горскому, Михаилу Фокину, Ольге Книппер-Чеховой, Василию Качалову, Ивану Москвину, Алисе Коонен, Александру Таирову, Александру Румневу, Михаилу Чехову, Ивану Берсеневу, Софье Гиацинтовой, Марии Бабановой, Людмиле Целиковской, Алле Константиновне Тарасовой, Ольге Андровской, Михаилу Яншину, Марку Прудкину, Николаю Хмелёву, Марии Владимировне и Андрею Мироновым, Галине Улановой, Майе Плисецкой, Олегу Далю, Юрию Богатырёву, Иннокентию Смоктуновскому, Михаилу Козакову и многим другим, некоторым иностранным артистам — Эрнсту фон Поссарту, Элеоноре Дузе, Саре Бернар…

Отдел афиш и программ — самая обширная коллекция музея, в нем содержится более 600 тыс. единиц хранения. Его основа — афиши императорских и частных театров, собранные основателем музея, Алексеем Александровичем Бахрушиным. Уникальна и обширна коллекция афиш дореволюционной провинции.

Украшением афишного фонда стали художественные афиши и программы, выполненные известными мастерами: А.Я. Головиным, И.Я. Билибиным, Л.С. Бакстом, К.А. Сомовым, С.Ю. Судейкиным, А.М. и В.М. Васнецовыми, художниками русского авангарда: Г.А. и В.А. Стенбергами, Н.И. Альтманом, В.М. Ходасевич, Ю.П. Анненковым и др.

В основе отдела мемориально-вещевого фонда лежит коллекция собранная еще основателем музея, А.А. Бахрушиным. Здесь хранятся предметы, связанные с театральной тематикой, выдающимися деятелями русского и зарубежного театра, основными вехами русской театральной истории. Они включают мемориальные вещи корифеев русской и зарубежной сцены, памятные медали, наградные знаки, жетоны и значки, театральный и бытовой костюм, предметы прикладного искусства из стекла и фарфора, художественный металл, реквизит и бутафорию к отдельным спектаклям, предметы театрального быта.

Здесь хранится уникальная коллекция редких граммофонных и долгоиграющих пластинок по русской и зарубежной оперной музыке (около 11 тыс. единиц хранения), собрание магнитных фонограмм (около 16 тыс. ед. хр.), кино- и видеоматериалов, аудиокассет и компакт-дисков.

Основу музейного собрания грампластинок составляет коллекция, подаренная музея в 1982 году коллекционером И.Ф. Боярским. Эта звучащая летопись русской и зарубежной оперы насчитывает более 8 тыс. пластинок. В ней представлены первые записи Ф. Шаляпина, Л. Собинова, Д. Смирнова, Л. Сибирякова, А.Неждановой, Н. Обуховой, Н. Плевицкой, И. Козловского, С. Лемешева, других артистов «дореволюционной формации», а также великих итальянских певцов — Э. Карузо, Т. Руффо, М. Баттистини, Б. Джильи.

Формирование коллекции видеоматериалов началось с перевода на видео редких кинодокументов ради их сохранения. Среди материалов, которые в первую очередь были переведены на видео — кинодокументы, относящиеся к творчеству В.Э. Мейерхольда, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, С.И. Михоэлса, редкие кинопленки, относящиеся к эизни и творчеству создателей и артистов МХТ, киноматериалы о деятельности МХАТ-2, запечатлевшие одного из самых выдающихся актеров русского театра Михаила Чехова, и чудом уцелевшие кинокадры с фрагментами из спектаклей Камерного театра, поставленных А.Я. Таировым с участием А.Г. Коонен, и фрагменты репетиций и спектаклей Государственного еврейского театра с участием С.И. Михоэлса.

Книжное собрание музея образовано на базе личной библиотеки основателя музея, Алексея Александровича Бахрушина. Ещё в начале XX века знатоки характеризовали его театральную библиотеку как наиболее полную и значительную в своем роде.

Позднее в книжное собрание влились библиотеки Г. Н. Федотовой, режиссеров и театральных деятелей Н. А. Попова и С. В. Виноградова, декоратора Большого театра К. Ф. Вальца и некоторые другие. От дочери Ф. И. Шаляпина, Ирины Федоровны, поступили книги из библиотеки великого русского певца.

Уже в наши дни фонд пополнился книжными коллекциями профессора В.А. Филиппова, И.Ф. Боярского, собранием литературы по дягилевской антрепризе Н.И. Эльяша. Хронологически фонд включает литературу на русском и иностранных языках от конца XVII века до наших дней.

Это самый молодой отдел в музее. Он создан 1 января 2008 г. на основе материалов бывшего Государственного музея детских театров, переданных в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина по приказу Министерства культуры Российской Федерации № 1084 от 6 августа 2003 г. В настоящее время идут работы по сверке материалов и постановке их на учет в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.

Нажмите на карту для загрузки интерактивного управления
Географические координаты 55°43'54,6024"N, 37°38'16,5264"E